МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МЕБЕЛИ

Российский рынок МДФ и ДСП в 2011 году.

Производство древесных плит, в частности МДФ и ДСП, может внести существенный вклад в развитие ЛПК в России. Каковы же перспективы производства отечественных МДФ плит и ДСП в условиях современной экономики и рынка? Какое влияние развитие российского производства окажет на мировой рынок? Насколько политика повышения пошлин на экспорт леса выгодна для России? И если невыгодна совсем, то что же может привлечь иностранные инвестиции в развитие плитного производства в России?

Ключевые секторы использования древесноволокнистой плиты МДФ и древесностружечной плиты ДСП - строительство домов и производство мебели - сейчас переживают подъем и находятся в восходящей фазе финансового цикла почти повсеместно. Рынок строительства жилья в США достиг минимума в 2009 году и постепенно показывает подъем, и специалисты склонны рассматривать это как начало стремительного роста, пик которого придется на 2015-2016 годы. Восстановление строительной индустрии даст огромный импульс экономическому росту не только в США, но и за их пределами, для многих ключевых партнеров и импортеров по всему миру. Это, в свою очередь, приведет к возобновлению роста спроса на мебель и особенно на такую продукцию деревообрабатывающей промышленности, как древесные плиты. Развитие рынка строительства в Европе и Азии также спровоцирует скачок спроса на МДФ и ДСП, который продлится 4-5 лет. Хотя Россия вынуждена была отложить широкомасштабные меры по реформированию ЛПК из-за кризиса, грядущий расцвет мировой экономики раскрывает перед отраслью огромные возможности. Россия может увеличить свои преимущества, обеспечив рост пошлин на экспорт леса одновременным и обязательным снижением рисков для иностранных и местных инвесторов, готовых прийти в отрасль.

Преимущества России

Россия, безусловно, сейчас находится на одном из первых мест в мире по запасам древесины. Она владеет 20% всех мировых лесных ресурсов и до сих пор сохраняет позиции крупнейшего поставщика леса в страны Европы, Китай, Японию, Южную Корею и другие страны. Около 40% мировых поставок хвойной древесины и 30% древесины лиственных пород осуществляет Россия.

Необходимо учитывать, что до сих пор сохраняется традиционно плохая ситуация с тропическими лиственными лесами в Юго-Восточной Азии, богатые ресурсы которых истощены незаконной вырубкой и отсутствием регулярного лесного хозяйства. Производители из североазиатских стран, включая Китай, Японию и Южную Корею, придерживаются принципов работы с сертифицированной древесиной - именно поэтому Россия остается главным поставщиком круглого леса. Наконец, хвойные леса в Канаде оказались поражены личинками жука-короеда, что привело к ощутимому снижению экспорта объемов хвойной древесины из этой страны.

Эти и другие причины выдвигают Россию на позицию мирового поставщика круглого леса или продукции из дерева, в том числе МДФ или ДСП.

Правда, нехватка сырья у мировых производителей ставит и таких экспортеров леса, как Чили, Бразилия, Уругвай, Австралия и Новая Зеландия, в авангард мировых поставщиков, ведь они обладают огромными плантациями эвкалипта и хвойными лесами, которые стремительно разрастаются. Лесное хозяйство и разведение плантаций получили дотации от государства и одновременно были обеспечены долгосрочными инвестициями организаций, среди которых и финансовые структуры вроде пенсионных фондов и трастовых обществ, которые выбрали лес в качестве лучшего вклада для своих акционеров и пайщиков.

В России рост цен на лесные активы маловероятен и если и произойдет, то только благодаря удачному географическому положению, которое защищает лесные массивы от негативных последствий глобального потепления, а также высокому биологическому разнообразию.

Производство плит в России

За последние пять лет производство и потребление МДФ плит и ДСП в России значительно выросло. Несмотря на кризис в 2009 году, производство обоих видов плит показывало стабильный прирост 7% ежегодно, а потребление - 4%. Ранее Россия была крупным импортером МДФ и ДСП, но благодаря мощному росту объемов производства оказалась в числе экспортеров обоих видов плит.

Таблица 1. Рынок МДФ плит и ДСП в России в 2006-20013гг.

По нашим подсчетам, к 2013 году объем экспорта составит 350 тыс. м3 ДСП и 600 тыс. м3 МДФ. Эти прогнозы сделаны исходя из заявленных на рынке планов по запуску новых производств, в том числе шести предприятий по выпуску МДФ плит суммарной мощностью 1,6 млн м3 и двух - по выпуску ДСП общей мощностью 700 тыс. м3. Это 12% от всех запланированных новых мощностей в мире. Несколько действующих предприятий, а также новых проектов были созданы при участии зарубежных инвесторов (в основном из Европы): шведской группы Kronospan, немецкой Pfleiderer и турецкой Kastamonu.

Эксперты прогнозируют, что рост потребления плит в России значительно ускорится в течение следующих трех лет. Питать этот рост будет подъем глобальной экономики.

Ежегодный рост потребления древесных плит в России к 2013 году составит 17%, что аналогично показателям 2006-2007 годов. Производство и потребление МДФ будет выше, чем производство и потребление ДСП. Ожидается, что рост объемов производства МДФ в России составит в среднем 32% в год, а производства ДСП - 13%. Потребление МДФ будет расти ежегодно на 26%, ДСП - на 14%.

С увеличением производства Россия больше не будет зависеть от импорта МДФ и ДСП и сможет наращивать свои экспортные возможности. Объемы экспорта составят к 2013 году 900 тыс. м3, что в корне изменит ситуацию на российском рынке, который сравнительно недавно, в 2005 году, импортировал около 600 тыс. м3 древесных плит.

Россия в роли мирового производителя

В то время как Европа остается главным производителем ДСП, Китай стал сегодня ведущим мировым производителем плит МДФ. Одной из основных причин для стремительного развития лесной продукции в Китае, особенно для становления производства древесных плит, была привлекательность страны для производителей мебели из Тайваня, Южной Кореи и Японии. Многие из них перенесли свои фабрики и заводы в Китай в середине 1990-х годов, чтобы воспользоваться выгодами, которые предоставляет местный рынок: низкой стоимостью человеческих ресурсов, потенциалом развития и роста экономики, сосредоточенной на внутреннем рынке, хорошей инфраструктурой китайских восточных портов, удобной системой налогообложения и льготами для иностранных инвесторов, пришедших на китайский рынок.

Производители мебели тогда в основном группировались в так называемых специальных экономических зонах, созданных в начале 1980-х годов как предвестники новой национальной экономической реформы, открывавшей двери Китая перед остальным миром. Зоны были нацелены на создание благоприятных условий для развития бизнеса, а также на привлечение инвесторов и стимулирование экспорта.

Инвестиции этих производителей обеспечили развитие производства МДФ в Китае за считанные годы. В 1990-х здесь почти не выпускали плиты, а в 2010 году на Китай пришлось 40% мировых объемов производства МДФ, что стало выдающимся достижением. Однако развитие производства МДФ было бы немыслимым без увеличения спроса на продукцию китайскими мебельщиками и другими конечными потребителями плит.

Основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие отрасли в Китае, является производство МДФ и другой продукции из древесины из импортируемого сырья, которое закупается в основном в России. Этот факт обеспечивает России серьезное преимущество, поэтому недавние меры российского правительства по повышению пошлин на экспорт круглого леса кажутся оправданными. Но одни лишь экспортные пошлины не смогут сделать из России главного производителя товаров из древесины.

Прежде всего необходимо сделать Россию еще более привлекательной для международных и местных инвесторов в сравнении с остальными богатыми лесными ресурсами регионами, такими как Южная Америка и Океания, или стран, являющимися лидерами по производству древесных плит, например, Китаем. Инвесторы стремятся максимизировать свои прибыли и минимизировать риски, основываясь на массе факторов. Высокая прибыль и низкие риски включают в себя такие понятия, как благоприятный инвестиционный климат, сильная экономика, базирующаяся на внутреннем рынке, развитые механизмы, которые способствуют экспорту, высокоорганизованная инфраструктура и, наконец, реально функционирующие финансовые и правовые институты и низкий уровень коррупции.

Добавим, что для развития производства МДФ и ДСП необходим сильный внутренний рынок для их сбыта, а также хорошие экспортные возможности.

Все это обеспечивает эффективная государственная политика, создающая благоприятную среду для развития бизнеса, неважно, с иностранным капиталом он или нет. Причем благоприятный климат важно обеспечить не только потенциальным производителям МДФ и ДСП, но и инвесторам в секторе конечного потребления древесных плит, например, производства мебели и домостроения. Не менее важно привлечь и поставщиков, скажем, производителей связующих и деревообрабатывающего оборудования.

Полностью реализовать свой потенциал индустрия древесных плит способна только тогда, когда на государственном уровне избран курс на становление мебельной промышленности и других отраслей, потребляющих МДФ и ДСП. Например деревянного домостроения как сильной на внутреннем и мировом рынках индустрии.

Грядущий всплеск глобальной экономической активности открывает перед Россией прекрасную возможность стать ведущим производителем и потребителем МДФ и ДСП в мире. Сможет ли Россия ею воспользоваться?

По данным BIS Shrapnel Pty Ltd, Австралия