МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МЕБЕЛИ

Мебель для театра: материалы и особенности изготовления.

Журналистам отраслевых изданий была предоставлена уникальная возможность посетить новый Производственно-складской комплекс Большого театра, где на деревообрабатывающем оборудовании производят мебель и декорации.

Многообразие задач, которые решаются в стенах этого комплекса, не может сравниться ни с одним из обычных предприятий. Создание декораций, мебели к оперным и балетным спектаклям, реставрация мебели и других предметов реквизита, что используются в самых известных всему миру постановках, – все делается здесь. Масштабы комплекса, который не имеет себе равных в Европе, действительно впечатляют.

Театральные декорации и сценическая мебель сегодня — это не что-то второстепенное на заднем плене. Декорации играют значительную роль в передаче художественного смысла постановки: декорации могут быть реалистичными, условными, но обязательно являются действующим участником в опере и балете, так как олицетворяют эпоху, рассказывают о событиях. Мебель в театральном интерьере обладает особой энергетикой и имеет сильное визуальное воздействие на зрителя.
Первые декорации начали применяться еще в древней Греции. Над открытым пространством для спектакля (орхестрой) возвышалась скена (родоначальница современной сцены), одна из сторон которого являлась декорацией к спектаклю. В ХVI веке в Италии был построен первый театр-куб, с крышей, сценой, кулисами и зрительным залом. Именно здесь была создана первая художественная декорация. А в русском театре ХVII – середины ХVIII веков на сцене появилась и первая мебель, демонстрировавшая «бедность» или «богатство» сценических героев.

Бум обновления в оформлении сцены произошел в последние десятилетия позапрошлого столетия в опере. В это время большое внимание начинает уделяться художественному оформлению сцены в театре: каждый спектакль оформляется своими декорациями и мебелью — все в соответствии с историческим временем, жанром и настроением представления. И по сегодняшний день созданию сценической мебели и декораций уделяется не меньше внимания, чем игре актеров.

 Существуют три основных принципа, на которые опираются при их производстве:

- максимальное выполнение художественного замысла творческой группы;

- соблюдение мобильности (разбор и сборка, перемещение по театру, передвижение по Москве и во время гастролей);

- выбор правильных древесных материалов для изготовления декораций и мебели.

Многие предметы интерьера на сцене сделаны из легкого облицованного металлического каркаса, фанерного щита или гибкой фанеры, которые затем отделываются бутафорами и красятся. Часто мебель искусственно «старят». Иногда для изготовления мебели к спектаклю используют и массив дерева, например березу. Она обладает такими необходимыми качествами как твердость, упругость, однородность по строению. Береза также легко обрабатывается, поддается полировке, окрашиванию и отделке, имитирующей другие породы древесины. То, какая порода дерева используется в той или иной декорации, диктуется ее назначением. Если предполагается, что актер будет сидеть, как например в балете «Иван Грозный» (премьера которого состоялась только что, 8 ноября), в тяжеловесном костюме на троне, то, чтобы он не сломался, берется более выносливая древесина, либо применяется металлический каркас.

Театральная мебель никогда не делается по принципу бытовой мебели. Взять хотя бы шкаф – будучи бутафорским, он никогда не должен выглядеть таковым. И хотя шкаф прочный, он легкий, чтобы его было нетрудно перемещать. А в столярном цехе Большого театра ему обязательно придадут облик монументального предмета мебели: сидящие в зрительном зале ни в коем случае не должны заметить, что массивный шкаф сделан из тонкой фанеры на легком каркасе.

Мебель, которая предназначена для глубины сцены, делается более массивной, так ее лучше видно зрителям. Проработка мелких деталей нужна только для диванов и кресел, стоящих на переднем плане.

Одним из главных условий создания мебели для оперных и балетных спектаклей является недопущение сложных резных и мелких торчащих деталей, так как при перемещении по театру и в поездках на гастроли их легко сломать или потерять. Если же эти элементы принципиально необходимы в оформлении, их делают съемными и хранят отдельно от громоздких деталей.

При поломке какого-либо предмета мебели его легко могут реставрировать или изготовить заново в столярном цехе театра. К балету «Баядерка», например, табуретки приходится часто обновлять.

Технологии изготовления декораций и сценической мебели постоянно совершенствуются. Сегодня лидирующее место в оформлении спектакля занимают объемные формы, которые можно создавать только на высокотехнологичном оборудовании с применением современных материалов.