МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МЕБЕЛИ

Новинки декоров на выставке "Интерцум 2013".

Можно долго спорить о том, какие мотивы определяют покупательское поведение, но никто не станет отрицать, что эмоциональный фактор играет тут далеко не последнюю роль, влияя на наше решение о покупке. Что, если не цвет, напрямую апеллирует к эмоциям и чувствам, вызывая мгновенный психологический отклик и побуждая выбрать именно эту вещь среди множества подобных?

Однако чувства – субстанция непостоянная: то, что приятно волнует нас сегодня, завтра может оставить равнодушными и даже оттолкнуть. Вот и эмоциональная реакция на один и тот же цвет зависит от множества факторов, в том числе и социально-экономических: в благополучные нулевые, исполненные надежды и оптимизма, была востребована эстетика гламура с её броскими, насыщенными цветами, теперь же, когда на смену подъёму пришёл затяжной кризис, сопровождаемый неуверенностью в будущем, возникла потребность в чём-то надёжном и настоящем, что даст силы выстоять в неустойчивом мире. Во все времена таким универсальным прибежищем служила природа – её всегда воспринимали как истинную ценность, как нечто осязаемое и реальное, способное стать опорой для душевного равновесия.

Эту тягу современного человека к естественности безошибочно уловили производители облицовочных материалов: аутентичные древесные декоры были явными фаворитами выставки «Интерцум 2013». Естественные цвета, ярко выраженные текстуры, объёмность, глубокие рельефы, эффекты необработанной или грубо обработанной поверхности, имитация пороков древесины – вот характерные особенности всех новых коллекций.

Сегодня обязательным требованием к древесным декорам стало строгое взаимное соответствие рисунка и структуры поверхности. Тактильные ощущения считаются не менее важными, чем визуальные. Тренд этот пришёл надолго, Герд Ольхаузер, эксперт по интерьерным декорам и издатель ежегодного альманаха Surface Yearbook, вообще считает, что гаптика (от греч. haptós: осязаемый) – ключевое слово, которое будет определять вектор развития технологий декоров XXI века.

Новая коллекция Perfect Match бельгийской компании Unilin – образцовое воплощение стиля «назад к природе» в актуальной интерпретации: здесь органично сошлись все его составляющие: и выразительные текстуры дуба в натуральной гамме (от тёмно-коричневого до серого и цвета ванили), и имитация природных изъянов – сучков, трещин, наклона волокон, и выраженная структурная поверхность. Декоры не только выглядят реалистично, но и на ощупь неотличимы от натурального дерева, рисунок и рельеф совпадают идеально, с точностью до миллиметра.

Эффект достоверности усиливается имитацией дефектов механической обработки: неравномерные бороздки, оставленные на поверхности режущим инструментом, должны окончательно убедить в том, что имеешь дело с натуральным деревом, к тому же обработанным вручную (Chiyoda: декор Burgundy Oak Sawcut). Рустикальные поверхности, отдельные «случайные» огрехи, которые не только не пытаются скрыть, а, напротив, подчёркивают, равно как и почтенный возраст древесины, сегодня актуальны как никогда.

Мода на состаренные поверхности, винтажные мотивы – та же попытка обрести внутреннюю опору, на этот раз в минувшем: человек часто идеализирует прошлое и обращается к своим воспоминаниям, чтобы вернуться туда, где был счастлив и почувствовать себя в безопасности. Старая мебель, потёртая, выцветшая, как будто доставшаяся по наследству, погружает нас в безмятежное прошлое, напоминает о фамильных корнях, о связи поколений, привнося уют и ощущение защищённости.

Свои интерпретации винтажной темы предлагают многие компании. Hornschuch, например, показала на выставке коллекцию мебельных плёнок skai® Sanremo Eiche: прикасаясь к ним, ощущаешь под ладонью массив дуба, покрытый несколькими слоями лака. Текстура натурального дерева, поры, местами глубокие, местами едва заметные, состаренная, растрескавшаяся от ветра поверхность, структурное тиснение – всё работает на создание удивительно реалистичной иллюзии. Помимо рустикального варианта в коллекции есть и более спокойный классический.

Очень естественно выглядят дубовые декоры из новой коллекции Natural Touch Sanremo (RV) компании Kaindl, выполненные в актуальной технике «рисунок + рельеф». Линейка Natural Touch Vintage пополнилась двумя новыми декорами с эффектом состаренной древесины (SV 34126 – Hemlock Antique, 34125 Hemlock Unique), где за основу взята выразительная текстура канадской ели.

Кстати, интерес к хвойным породам древесины сейчас заметно вырос – такие декоры появились в коллекциях многих компаний. Здесь тоже присутствуют все элементы модного стиля: структурные поверхности, яркие текстуры и эффект состаренности, будь то вышеупомянутые плиты Kaindl, мебельная плёнка skai Pino Aurelio (Hornschuch) или новинка от Pfleiderer – имитация брашированной сосны Palermo Pine.

Состаренность – прерогатива не одних лишь древесных декоров. Эта мода коснулась имитаций всех натуральных материалов. Если металл – то обязательно покрытый патиной или налётом ржавчины, тронутый временем, как в декорах Roca от Renolit, которые отсылают уже не к недавнему прошлому, а к глубокой старине, к медному и бронзовому векам. Красновато-коричневый Roca Rust и нейтральный Roca Cream, «пришельцы» из античной эпохи, в паре с одноцветными декорами модной палитры последнего десятилетия образуют интересное сочетание в стиле fusion.

Концепция Signed by…, реализованная фирмой Resopal, – удачная попытка связать прошлое и настоящее, дать вторую жизнь старым или прошедшим пик популярности коллекциям: наносимая поверх декоров печатная графика делает их эффектно нетривиальными, в особенности, когда за дело берётся мастер такого класса, как Ларс Контцен. Для коллекции Signed by Naturals именитый дизайнер разработал стилизованные растительные узоры, лично отобрав необычные древесные декоры. В результате получились оригинальные материалы с ностальгической винтажной ноткой – привет из 70-х!

Искусственно состаренные и нарочито грубо обработанные поверхности не менее актуальны и в коллекциях натуральных материалов. Так, Alpiraw итальянской компании Alpi оставляет впечатление неброской красоты самой природы, дерева, прокалённого солнцем и просоленного морской водой, – всё это хранит в себе многовековую историю, возвращённую нам, чтобы утолить тоску по старым добрым временам.

Не отходя от стилистики ретро, производители шпона предлагают интересные технологические решения. Компания Schorn&Groh, давно снискавшая себе репутацию инноватора, и в этот раз показала необычную новинку – шпон Butt Cut из очень тонких торцевых срезов древесины ценных пород.

Прежде торцевой шпон в декоративных покрытиях не использовали (открытые срезы капилляров вызывали сильное разбухание и быстрое образование трещин), однако новая технология позволила справиться с этими недостатками. Защитное покрытие из меламиносодержащей смолы обеспечивает шпону должную водостойкость, а флис, наклеенный на оборотную сторону, придаёт материалу дополнительную прочность и лёгкость в обработке.

Не менее привлекательны декоративные плиты Green Blade, облицованные «банановым шпоном». По текстуре и прочности материал не уступает шпону из древесины, делают его тоже из стволов, вот только «ствол» в данном случае состоит из скрученных в трубочку листьев, которые обрабатывают по особой технологии, без использования воды, химикатов и клеёв, получая экологически чистый облицовочный материал. Инновационную технологию изобрели два молодых француза с острова Мартиника, Владимир Эйо и Николя Шеминон (они же делают «банановый шпон»), а декоративные плиты производятся на заводе Europlac в Словакии. В качестве подложки используются ДСП, МДФ, столярная плита и фанера.

Итак, ставка нового мебельного сезона сделана на эмоциональные потребности покупателей – приоритетными считаются уже не столько сами товары, сколько их восприятие клиентурой. Итоги выставки «Интерцум» показывают, что при всей важности традиционных факторов (качество продукции, уровень сервиса, цена) для успешных продаж они уже недостаточны: их обязательно должна усиливать эмоциональная атмосфера, располагающая к покупке.

Е. Ганшина