МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МЕБЕЛИ

Изготовление гнуто-клееных конструкций.

Мы предлагаем вам информацию о способе изготовления гнуто-клееных изделий и различных элементов интерьера и архитектуры из ламелей, шпона и гибкой фанеры.

Эти материалы можно использовать, когда необходимо выполнить очень сложную фигуру или её элемент, если они имеют несколько различных изгибов и закруглений, например как у стула или кресла, или слишком маленькие радиусы, а также при невозможности работы с парогенератором.

Это второй и наиболее распространённый способ производства гнутых изделий или деталей. При использовании данной технологии подбирается нужный материал, из него нарезаются ламели, заготовки заданной ширины и длины толщиной 2-10 мм. При этом можно «поиграть» с рисунком, например собрав так называемый сэндвич или пачку из разных пород древесины, либо заложив в середину сэндвича более технологичные породы (ель, сосна, липа, осина), а верхние слои сделав из ореха, дуба или венге. В общем, всё зависит от конечной цели и фантазии.

Таким способом легко сделать не только радиусные детали, но и замкнутые контуры: круг, овал, либо сложную фигуру – это и «юбки» для круглых и овальных столов, и ножки для самих столов и стульев. При сооружении беседок, навесов и террас применение гнуто-клееных конструкций и узлов позволит, например, выйти за рамки привычной архитектуры и отпустить воображение в свободный полёт, наполняя пространство свободными и плавными формами. А если прибавить к этому немного фантазии, то можно создать полный интерьер квартиры, дома или его какую-то неповторимую деталь, на которой будет сконцентрирован весь акцент жилища. Можно изготовить очень удобное кресло, в котором комфортно провести вечер за шахматной доской или у телевизора, кофейный столик, комод. При изготовлении поручня для винтовой лестницы, целиком или его отдельных элементов, создается шаблон, который будет представлять собой цилиндр или его секцию. На нём выстраивается контур в виде витка спирали или её сегмента и по нему прокладываются слои сэндвича. Таким образом получается заготовка, которая будет в точности повторять необходимые витки.

Обычно сэндвич набирают по шаблону, который должен точно повторять будущую деталь. Если контур достаточно сложный, а ширина изделия очень маленькая, то заготовку правильнее зафиксировать на большой плоскости (поле) с помощью гибкого шаблона, предварительно создав путь (контур) будущей детали. Поле представляет собой какую-либо плоскость со множеством отверстий, в которые вставляют столбики, повторяющие контур детали, к этим столбикам с помощью прищепок набирают сэндвич из ламелей. Если деталь имеет помимо радиусного искривления ещё и спиральное смещение, тогда надо делать объёмный шаблон, чтобы сразу создавать заготовку со смещением. По виду такой шаблон напоминает бочку, в которой сделаны отверстия, а в них вставлены пеньки, повторяющие витки спирали.

Для склеивания сэндвича чаще всего используют ПВА дисперсии, но можно применить и сополимерные и ПУ дисперсии, эпоксидные смолы или контактный клей. Работая над репликами или делая что-то просто под старину, можно также взять и натуральные клеи – костный, мездровый, казеиновый.

Каждый слой промазывается клеем, после чего вся конструкция собирается на прищепки или струбцины и оставляется до полного отверждения (полимеризации) клея. После снятия прижимов – струбцин, прищепок – такая конструкция не будет «играть» и можно продолжить ее дальнейшую обработку и декорирование. В качестве декоративно–защитного слоя применяются не только ЛКМ, но и масла, и твёрдые воски.

В итоге можно получить не только существенную экономию материалов, что актуально при работе с ценными породами, но и снижение затрат и времени на дальнейшую обработку. А это ведёт к повышению производительности и рентабельности производства, меньше изнашивается оборудование и инструмент.

Если необходимо изготовить деталь большей длины, чем исходные ламели, можно их срастить на мини-шип или на гладкую фугу. Это никак не повлияет на итоговую прочность конструкции, зато появится возможность получить более полное использование материала. А в случае создания архитектурных конструкций есть гарантия выигрыша в прочности при меньших габаритах, а также возможность изготовления сложных геометрических конструкций практически любых необходимых размеров, что тоже даёт большой простор для творческой мысли.

При производстве гнуто-клееных изделий также за основу можно брать довольно новый, но уже завоевавший популярность материал – гибкую фанеру. Она изготавливается из тропических пород древесины, в основном это сейба (хлопковое дерево), керуинг и парика с малой плотностью 310 – 680 кг/м3.

Из гибкой фанеры, также как из ламелей и шпона, изготавливаются предметы мебели, интерьера, архитектурные элементы или целые изделия и конструкции: балки, колонны и поверхности сложной конфигурации.

Для ненагруженных изделий и деталей можно использовать однослойные конструкции, там же, где будет большая нагрузка, особенно динамическая (кресла, арочные пролёты и радиусные опоры), количество слоёв увеличивается до нужных параметров прочности.

Работать с таким материалом достаточно просто, так как он легко поддаётся сгибанию, а чтобы он сохранил заданную форму, достаточно одну из поверхностей пропитать ПВА или эпоксидной смолой.

Если на нужную деталь есть пресс-форма, то процесс производства из гибкой фанеры очень прост. Можно обойтись шаблонами или даже контурами, если изделие единичное и не очень сложной формы.

Но тут существуют и свои «подводные камни» – это декорирование. Ведь материал имеет малую плотность, а значит гигроскопичен. Конечно, если есть намерение облицовывать шпоном лицевую поверхность или покрывать её эмалью, то никаких сложностей не возникает. А вот в случае с использованием прозрачных ЛКМ, во-первых, процесс сгибания надо осуществлять очень аккуратно, даже если это делается по шаблону, а уж тем более по лекалу (контуру), и, во-вторых, необходимо сначала поэкспериментировать с минимальными радиусами и пропиткой. Как показывает опыт, если производить изделие из гибкой фанеры без пресс-формы и под лак, то в качестве клея лучше применять эпоксидные смолы, подобрав их пробным путём под каждое конкретное изделие. Это позволит задекорировать поверхность ЛКМ без шпаклёвок, либо с минимальным их использованием. И обязательно нужно правильно подобрать сам материал, хорошо если фанера под лак будет изготовлена из керуинга.

Конечно, более качественную поверхность, которую менее затратно декорировать прозрачными или тонированными ЛКМ, можно произвести при использовании пресс-форм. Но необходимо учитывать тот факт, что изготовление самой пресс-формы достаточно трудоёмкий процесс.

Итак, если совместить умение и старание, можно изготовить интересные, красивые, необычные предметы мебели, интерьера и архитектуры.