МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МЕБЕЛИ

Новые тренды мебели для кухни.

Первое в стране предприятие по производству мебели для кухни было создано в самом начале 1970-х годов на базе Московской мебельной фабрики №13.

Оснащенное невиданным до того импортным автоматизированным оборудованием, оно получило название «Союзкомплектмебель» (позднее «Москомплектмебель»). Именно его КБ стало отвечать за разработку проектов кухонной мебели во всей стране. Это и обусловило одинаковость всей отечественной мебели для кухни, отличавшейся по сути лишь тем, какие материалы мог достать ее изготовитель и качеством исполнения.
Все изменилось уже в начале 1990-х. На месте приватизированных и уничтоженных мебельных предприятий выросли новые. Они не имели еще опыта и стали беззастенчиво копировать европейские образцы, стараясь использовать те же материалы, фурнитуру и комплектующие или их более дешевые аналоги.
Сегодня отечественные производители кухонной мебели откровенно разделились на тех, кто работает на рынке самых простых и дешевых изделий, и на изготовителей дорогой мебели. Причем производители мебельных предметов, относящихся к дорогому сегменту рынка, бдительно следят за всеми трендами (направлениями развития) на нем, немедленно используя все появляющиеся новинки.

Впрочем, следует отметить, что не все новые образцы направлены на увеличение удобства работы на кухне, а часто являются лишь данью моде и самой новизне. Так, применение подъемных дверей в навесных шкафах привело к заметному снижению их высоты, так как у высоких до ручки такой двери, находящейся в открытом положении, не дотянется ни одна хозяйка, а использование для их закрытия свободно висящих веревочек – нелепо. Но уменьшение высоты шкафов означает уменьшение и их объемов, что в условиях постоянного наращивания производства и покупки все новой кухонной утвари не может быть принято.
Положительным явлением стало все большее распространение широких выдвижных ящиков в тумбах кухонной мебели. Это соответствует не только требованиям эргономики, но и просто удобно для любой хозяйки.
Довольно спорно применение системы сенсорного управления открытием и закрытием выдвижных ящиков. Помимо удорожания мебели, такая система не гарантирует защиты от случайного открытия, что может оказаться травмоопасным.
Интересно решение установки ящиков, выдвигаемых диагонально из внутреннего объема угловой тумбы, лицевые стенки которых имеют угловую форму. Это действительно реальная альтернатива использовавшимся в таких тумбах полок карусельных.

Продолжается также тенденция борьбы с шумом, возникающим при закрытии распашных дверей и выдвижных ящиков, реализуемая путем использования специальных петель и направляющих, а также за счет установки в мебели отдельных демпферов. Впрочем, эта задача была решена уже давно путем применения кромочного пластика с полым эластичным выступом, идущим вдоль середины. Его несколько лет назад стали применять почти все наши ведущие производители кухонной мебели, но в последние годы почему-то от него отказались.

К новым тенденциям на европейском рынке кухонной мебели можно отнести использование светодиодных светильников (LED, англ. Light-emitting diode) взамен галогенных. Их преимущество состоит в отсутствии нагрева, что исключает потемнение облицовки мебели вокруг них.

К действительно важным трендам следует отнести появление встраиваемой в кухонную мебель мультимедийной аппаратуры: телеэкранов, проигрывателей, громкоговорителей, а также компьютеров.

Расширяется и номенклатура варочных панелей. Так, все большее распространение получают индукционные, обеспечивающие экономию электроэнергии при большей скорости разогрева, снабженные датчиками температуры и сенсорными панелями управления.

К новинкам можно отнести появление поворотно-откидных пультов управления бытовой техникой, располагаемых на удобной высоте, которые в нерабочем положении можно отодвинуть в сторону.

Уже несколько лет изготовители бытовой техники предлагают встраиваемые в мебель для кухни устройства и варочные панели принципиально нового для Европы вида: пароварки, а также встроенные глубокие полукруглые сковороды вок, и тепан-яки, используемые для приготовления блюд азиатской кухни.

К заметной, хотя и пока слабо выраженной тенденции следует отнести и все большее распространение настенных надплитных вытяжных устройств. Не выступающие за плоскость фасада навесных шкафов, они исключают травмирование головы об их выдающиеся вперед элементы.

Сегодня в Европе при оснащении кухни новой мебелью преимущественным считается ее островное расположение, когда мойка, варочная панель и стол для подготовки продуктов располагаются в середине помещения на единой столешнице, установленной на тумбе большого размера, а вокруг них, вдоль стен – остальная мебель для хранения. Но для такого расположения мебели требуется площадь начиная от 15 кв.м, хотя еще в конце 1970-х размер кухни в ФРГ в среднем составлял 24 кв.м. В нашей стране средний размер помещений кухни не превышает 8 кв.м, и островное расположение мебели в них в подавляющем большинстве случаев невозможно. Тем более, что недавно принятый у нас закон запрещает в многоквартирных домах перенос кухни в соседствующее с ней помещение комнаты, обычно имеющей большую площадь.

Каждый поставщик материалов, фурнитуры, комплектующих изделий остро заинтересован в быстром расширении продаж своих новых разработок. Тем более, что в случае его успеха конкуренты немедленно начнут освоение их аналогов. Поэтому перед началом освоения производства каждой новинки организуется ее активное рекламирование. Но лучшей рекламой любого продукта всегда оказывается его серийное или массовое применение. И те предприятия, которые не стали рисковать и применять новинки первыми, очень часто вынуждены догонять.

Впрочем, это не всегда характерно для отечественного рынка мебели. Дело в том, что наш покупатель очень чувствителен к увеличению цены. И любое приводящее к нему дополнение к изделию, даже существенно улучшающее его потребительские свойства, не воспринимается рядовым потребителем. Вместе с тем, обладающие существенной новизной изделия, даже самые дорогие, наоборот, охотно приобретаются покупателями с большими доходами для оснащения индивидуальных домов и квартир большой площади и с индивидуальной планировкой. Однако, количество таких покупателей в общей массе не превышает 4%, что с учетом периода замены мебели, в среднем составляющего 20 лет, не может принести достаточно высоких доходов российским производителям дорогой мебели.

И здесь в качестве главного катализатора продаж на первом месте продолжает оставаться фасад изделий мебели для кухни. Европейские изготовители сегодня используют все известные ранее виды облицовки и отделки фасадных дверей: рельефные щитовые на основе МДФ, облицованной полимерными пленками, щитовые на основе ДСП, облицованной декоративным бумажно-слоистым пластиком (ДБСП), облицованные натуральным шпоном, изготовленные из массивной древесины, а в последние годы и отделанные цветными эмалями – матовыми и высокоглянцевыми.
Причем, применение глянцевых лаков, устойчивых к интенсивным жировым загрязнениям, и средств их очистки является заметным трендом.
Поставку комплектов этих фасадов в Европе осуществляют самостоятельные предприятия, специализирующиеся на их производстве. Многие наши изготовители мебели для кухни тоже прибегают к этим услугам, поскольку отечественных предприятий, способных изготавливать изделия европейского уровня качества, до сих пор не появилось.

Для изготовителей престижной мебели для кухни может оказаться интересным решение, предложенное немецкой компанией Raumplus, в котором взамен навесных шкафов использованы консольные полки, полностью закрытые раздвижными дверями. Такая конструкция не только необычна и может оказаться весьма интересной для покупателя, но, возможно, позволит снизить себестоимость мебели.

К сожалению в России очень мало фирм, способных предложить рынку что-то свое в области облика и внутреннего оснащения мебели для кухни. И нам еще долго придется выявлять и изучать европейские тренды, хотя большинство из них никак не привязывается к нашей мебели, которая будет устанавливаться совсем в других квартирах. А ведь отечественный рынок велик. И если создать мебель, специально предназначенную для размещения в наших жилищах, которая учитывала бы все его нюансы, то можно утверждать с уверенностью, что объем продаж был бы серьезно увеличен. Даже в период кризисов.