МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ МЕБЕЛИ

Конкуренция поставщиков ДСП, МДФ, комплектующих – основа развития мебельной отрасли.

Популярная в Красноярском крае выставка «Технодрев. Сибирь» в этом году расширилась за счет «Ярмарки мебели и интерьера». Вполне логичный шаг – в Красноярском крае живет около 3 млн человек, это источник спроса с хорошим потенциалом. Тем не менее местный мебельный рынок заполнен слабо, а средний сегмент отсутствует вообще. Из иногородних фирм представлены только «Шатура», «Интердизайн», «Лазурит», «Ангстрем», «Костромамебель» и «Шервуд» из Волгодонска, вот, пожалуй, и все. Из местных компаний крупных всего три – «КМК», «Гранд» и «Нильс», остальные – небольшие фабрики и ИП. Однообразие городского ассортимента, казалось бы, обеспечивало новинкам «Ярмарки» верный успех, но профессионалы, пришедшие на выставку присмотреться к свежим идеям, таковых не обнаружили: на стендах были крайне скупо представлены как мебельщики, так и производители МДФ, ДСП и комплектующих. Не скрывали разочарования и рядовые красноярцы, привлеченные качественной рекламной кампанией. Они пришли на «Ярмарку», надеясь найти нечто отличное от наскучивших им городских витрин, а оказалось, что смотреть не на что: мебельная отрасль края отнеслась к участию в выставке, мягко говоря, весьма сдержанно.

Но почему сибирские мебельщики не захотели воспользоваться таким замечательным шансом «себя показать и других посмотреть»?

Мебельщик у нас стал какой-то скучный. Во первых, все эти бесконечные «русские горки» и разные бизнес-дрязги сбивают человека с ног, заставляя считать любую инициативу рискованным делом. Во-вторых, производить научились многие, но творчески наладить сбыт умеют далеко не все.

Зажаты наши мебельщики и в плане активного сотрудничества с местными молодыми дизайнерами: настроены только пилить и строгать, а креатива нет.

Везде и всюду покупателям хочется чем-то выделиться, найти под свой вкус что-то индивидуальное, а на рынке Красноярья, при всех его громадных размерах, ничего индивидуального нет. Отсутствие разнообразия, конечно, тоже формирует вкус, но как раз такой, который прогнозировать очень сложно. Точка отсчета местного однообразия – это «Мебель-комплект», компания, которая занимается поставками комплектующих. Компания является монополистом на рынке материалов для мебели, начиная с ДСП необлицованной и заканчивая фурнитурой. Фурнитура вся в основном китайская, но цены на нее неожиданно высокие, из-за этого изделие получается на выходе слишком дорогим. Клиентских симпатий это, понятно, не вызывает: люди видят кухню, которая, в принципе, ничем от других не отличается, и к тому же явно не стоит тех денег, что за нее просят. На красноярском рынке есть, конечно же, и Hettich, и Grass, но поставками их изделий занимается все тот же монополист, о котором я говорил. Эта компания стала универсальным дилером, - очевидно, у других не хватило сил и средств на конкуренцию.

В Красноярске работает еще компания «Лот», она является официальным дилером компании Blum, облегчая жизнь многим мебельщикам, - и потому что цены более приемлемы, и потому, что с продукцией Blum они работают очень продуманно. Они не только занимаются всем ассортиментом Blum от и до, но на заказ обеспечивают рынок и МДФ фасадами из Италии. И все же многие компании сейчас больше ориентированы на Новосибирск, так как отечественная МДФ плита, ДСП и комплектующие стоят там дешевле, и купить их проще. Люди собирают заказы, составляют список всего, что нужно, и едут в Новосибирск.

Некоторые компании, например «Гармония-Люкс», выходят из ситуации, налаживая контакты с производителями комплектующих. Образцом таких действий стало их сотрудничество с компанией «Сидак» из Санкт-Петербурга, которая является самой серьезной на российском мебельном рынке компанией по производству МДФ фасадов с покрытием из декоративной ПВХ пленки. Раньше, чтобы заказать фасады приходилось обращаться к дилеру – компании «Мебель-комплект». Но мебельщиков не устраивала их цена, не устраивал уровень подготовки их кадров, поэтому они вышли напрямую на компанию «Сидак». В результате, упали красноярские цены в целом: как оказалось, дилеры крутили даже не 30%, как им разрешала компания, а порядка 70%, то есть получалось, что российские МДФ фасады под пленкой ПВХ шли по цене итальянских фасадов из массива. Как видно действия мебельщиков дали неплохие результаты.

В принципе фасады под пленкой ПВХ делают и здесь, но МДФ плита для них закупается в Томске, Новосибирске, даже в Китае, а в итоге цена 1 м2 обычного пленочного фасада из МДФ 16 мм составляет здесь 2000 рублей. Это чрезвычайно дорого. Могло бы быть дешевле, но, опять-таки, возвращаясь к теме монополизма: сейчас цена ламинированного ДСП 16 мм в Красноярске 1400 рублей. Буквально за год цена листа ЛДСП выросла на 400 рублей! И если он использован в корпусной мебели, то представляете, насколько возрастает стоимость изделия в целом. Монополизм стал не только гарантией однообразия, но и залогом безудержного роста цен. Для примера 1м2 плиты МДФ 18 мм в Москве стоит около 300 рублей, МДФ 16 мм – около 250 рублей, а МДФ 10 мм – около 150 рублей.

От монополистов лучшее лекарство – конкуренция. Однако в таком огромном и голодном на мебель регионе нет даже магазина ИКЕА. Может, кто из мебельщиков скажет, что конкуренция с ИКЕА невозможна, но очевидно, что когда хорошие компании заходят на рынок это всем на пользу. Включая мебельщиков. А если конкуренция хороших компаний отсутствует, то возникает только обратная динамика. Потребитель давно уже созрел для интересных и качественных мебельных покупок, а производитель не в состоянии ответить на этот спрос достойным предложением. Каждому из нас, как воздух, нужна здоровая конкуренция! Не будет ее – не будет и здорового развития.